Деревья в славянской мифологии. Прадуб/Стародуб

Эта запись будет посвящена славянской мифологии, причем одному из самых важных элементов. Восточные и западные славяне во времена языческих верований были, как правило, исключительно лесными жителями. Поэтому большое значение имели деревья. Ранее предки славян часто любили собираться около определенных древесных «старожилов» и проводить у его корней жертвоприношение, совершать обрядовые танцы и петь. Причем каждое движение имело какое-то своё определённое символическое значение. Первостепенно обряды потеряли своё значение, но сейчас часто можно встретить отголоски тех времён. Взять бы хотя бы детскую песенку «В лесу родилась елочка…» и вождение хороводов в современные зимние праздники. Конечно, утверждать, что это осознанная прямая связь поколений нельзя. Больше подойдёт определение, что это этнокультурное влияние былых времен.Дерева в словянській міфології. Прадуб-Стародуб

Деревья занимали важное место в жизни язычников особое место по целому ряду причин. Так, оно служило важным элементом общественно-хозяйственной жизни. Если человек хотел строить дом – он пользовался деревьями. Нужен был надел, чтобы обрабатывать его? Приходилось раскорчевывать лес. Также деревья имеют большое значение и с мифологической точки зрения. Особое внимание уделялось дереву жизни – Прадубу (Стародубу), растущему в центре Вирия. Так, считалось, что он расположен в центре Земли. Также он являлся центром и самого Вирия. Прадуб выступал и в качестве «жилища» Сокола-Рода – творца нашего мира и ряда сверхъестественных существ, согласно верованиям древних славян. Прадуб является осью мира и воплощал в себе всё его мироздание. Корни же этого дерева простирались по всей земле, а крона упиралась в небесный свод. Он, в некотором роде, даже может быть представлен как воплощение времени. Так, есть вот такая загадка:

Стоит дуб. На нём расположено 12 сучьев. На каждом сучке имеется четыре гнезда. В каждом гнезде живёт семь птенцов. Вот такое представление о годе, двенадцати месяцах, неделях и днях. Если вас, дорогие читатели, заинтересует эта тема, то можете поискать по ней больше информации. Но помните, что счет велся по лунным месяцам.

Наиболее широкое распространение в народном творчестве получил образ могучего дуба, растущего на земле уже несколько столетий. Он встречается в многочисленных легендах, сказках и заговоров. Достаточно вспомнить начало многих образцов творчества, когда обращение начинается с того, что за морем океаном на острове Буяне есть булатный дуб, под которым лежит вечно живой камень Алатырь, и далее уже излагается былина, заговор или другое произведение народного творчества. Дерево выступало в качестве систематизирующего компонента, задача которого была придать стройность каждому явлению или предмету в общемировых рамках. Конечно, находилось здесь место и живому существу.

Если вернутся к Прадубу, то следует ещё раз отметить, что на нём восседал творец мира – Сокол Род. Все остальные «боги» вроде Перуна, Даждьбога, Чернобога, Белобога проводя аналогии с христианством, занимают положение, примерно соответствующее положению архангелов и ангелов в христианской традиции. То есть, они могут творить определённые сверхъестественные вещи, но каждый выполняет определённую роль, что была ему определена при создании. А сам Сокол-Род является недоступным, грозным, но справедливым творцом, восседающим среди ветвей. Около негоже гнездятся птицы. Сейчас часто можно услышать, как старые люди говорят о том, что птицы отлетают в вирий. Это тоже один отголосок древних времён. Ранее под этим подразумевалось, что птицы летят туда, где тепло – к Соколу. Кроме них около Прадуба можно встретить различную живность вроде пчел, лосей, оленей, лошадей, коров, лягушек, змей и рыб. Ну и, само собой, здесь жили люди, которые окончили свой земной путь, поскольку это место было аналогией христианского рая. Что интересно, все люди попадали в Вирий. Вопрос только был в скорости их перемещения. Так, если человек вел хорошую жизнь, ладил и с людом, и с природой, то после смерти ему сразу открывались врата в Вирий. Если же он успевал за свою жизнь земную натворить много лихих дел, то приходилось человеку блуждать в потемках и тумане, пока он не искупал свои проступки. После этого он находил путь, что ведёт в Вирий. Этот аспект верований является чрезвычайно интересным. Поверьте, автор этого блога, несмотря на широкую эрудицию и значительные познания, не встречал ничего подобного среди других религий и верований. Ад (пекло) здесь отсутствует полностью и является исключительно элементом христианской религиозной доктрины!  Возвращаясь к Прадубу, следует отметить и то, что от него, согласно славянским былинам, исходило благоухание. От корней же его около ствола начинались источники, текущие медом и млеком (молоком).

Другие деревья встречаются в качестве символов и дополнительных элементов повествований. Так, часто можно встретить упоминания о человеке, что он могуч как дуб. Кроме этого, следует отметить и то, что деревья использовались и как элементы былин, задача которых способствовать восприятию их содержимого. Практически в любом сказании можно встретить уточнение, что когда богатырь идёт по лесу, то его растительность в буквальном смысле дрожит от его шагов. Это весьма интересная тема, и в будущем деревья, а также их религиозное значение будут более детально рассмотрены. Это всё отображается и в творчестве различных людей. Вспомните «Песнь о вещем Олеге» Пушкина! Там ему судьбу нагадал волхв, образ которого дополнял темный лес.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *