Reserve “Yelnya”

Today, attention will be given to one of the largest on the European continent (and also to the largest in the territory of Belarus) lake-mire complex – the National Landscape Reserve “Yelnya”. About 30 medium and large lakes located within its territory. The largest is Yelnya and Black. Between the lakes are connected by a data channels. This place impresses all visitors with its magical beauty and size. The lake-mire complex includes 118 lakes all (if you count and small). Mainly in the reserve is considered Lake Yelnya (although some believe that it is still more appropriate to call the marsh). But let disputes about naming aside, and will pay attention to his secrets. Yelnya – this is the most that neither is a real natural chronicle! It is extremely interesting, because it is a true monument to bygone ice age (though in modern form it still formed about nine thousand years ago). This is one of the oldest objects in the territory of modern Belarus. Since man his activity here shows the minimum, it is possible to meet a large number of unique animals and plants in the vicinity. Apart from these there are still large untapped deposits of peat.

Yelnya Reserve has strategic importance in the issue of preservation of bogs and typical vegetation. It was created in 1968, but in the third millennium, he found recognition at the international level. So, it was granted the status of key ornithological and botanical area (respectively in 2000 and 2005). In addition, Yelnya considered a Ramsar territory since 2002. The National Academy of Sciences of Belarus is considering this place as an area of ​​national importance. In addition, three-quarters of ecosystems (or to be more precise – 75.2%) according to the EU Habitats Directive are those that should be given due consideration for the conservation of biological and landscape diversity on a European scale. Due attention and termination of reclamation activities has led to what is now the area can be observed in the state close to its natural state.

Who is from north to south it stretches for twenty and a half kilometers. From west to east the length a little less – only 16.6 kilometers. The area of ​​this amazing, beautiful place – 253.01 square kilometers (or 25,301 hectares). Geographically located in the reserve Šarkaŭščyna and Miory district, Vitebsk region. Initially Yelnya was formed to preserve the marsh array “Great Moss” in its natural form. In 1981, it expanded. Assigning a Ramsar territory status is a recognition on a global level the value of this wetland. Yelnya Reserve nestled undeveloped bogs, whose role in maintaining the hydrological regime of the area is difficult to underestimate because of the significant impact on the climate. Form of lake-mire complex oval.

It should be noted that some reservoirs have their own island (as a rule, they floatable type). Most of them can boast an area of ​​more than one hectare. In addition, they also are not deep. Let’s look at Yelnya as the largest body of water. Its maximum depth – only three and a half meters (although, in fairness it should be noted that, if desired, this is more than enough to drown if desired). The area of ​​water surface – 5.42 square kilometers, and the catchment area – 14.4 km2. Reserve geographically belongs to the subzone of oak-conifer broad-leaved spruce by taiga foxes. So here you can observe the structural features of the marsh and forest bog complexes, which were covered our lands many centuries ago. It grows at least 192 species of vascular plants, among them – 12 species of trees, shrubs 5, 4 half-shrubs, 22 shrubs and 134 species of herbaceous plants. Besides Yelnya – it is also a refuge for a large number of insects. Many of them live here from the time when the last ice age receded. It lives here alone 149 species of moths. Apart from these there are 117 species of birds, 31 species of mammals and 7 species of amphibians. Among the larger animals the most attention is paid to elk, wild boars, roe deer, mallards, teals, diving ducks, marsh owls, grouse, white partridge, hare, beaver, fox, raccoon dogs and wolves. In addition to them during the departure you can watch the geese of up to two and a half million units, and ducks, of which there are up to a thousand birds. It should be noted that although the number of these species and is not large (typically tens or hundreds of representatives, and eagles are generally only one pair) for Belarus, where they live is very compact with a rather high density of “population”. Apart from them there are often found and cranes. All this beauty can be contemplated at one with the four tourist routes or environmental pathways.

Reserve “Yelnya” in 2012 made the place where part of festivals “Shadoof i cranberry Mіёrskago state”. In 2016 he was held in the middle of September (from 12 to 17 numbers). When traveling, they teach that in the swamps need to move slowly and in small steps. This is easier to keep your balance and take your feet off the ground. In 2013, its territory was opened a modern center of reference. Special attention should be paid to the ecological path, which was established under the EU/UNDP project. It is an important stage of development of the tourist potential of the place and draw attention to this place. The very nature trail is a wooden deck, which stretches for half a kilometer. On it you can walk to the beautiful lakes where you can swim in the pleasant waters. It should be noted that for a long time, the surrounding population Yelnya was considered a disaster, because the water fueled the surrounding area. But lately, more and more often hear the statement that is true happiness due to its ecological value and tourism potential. The construction of the ecological path was not an easy matter. Since the equipment pass in this place can not, the builders had to carry on all the materials. Now it can be found walking on it with numerous information stands, admire the beauty of a survey of sites where there are optical instruments and sound like swamp buggies. It offers visitors invited and swamp buggies, with which you can save the lives of careless tourists or organize individual trips. Despite the amazing beauty of this place can not yet boast a significant number of visitors. Well, maybe it’s for the better, because now you can enjoy nature, which is still almost no one has seen, and that could not spoil the careless people.

It should be noted also that, unfortunately, this place was not lucky to avoid environmental problems. Thus, among the most significant to be noted, though slight, but steady decline in the number of rare species of animals and plants, as well as the fact that the vegetation changes with moss on the heather. So, here you can find birch, which in itself is in this case a negative factor, because the evidence about the fact that do not have enough moisture. The impact on the state of affairs have a drainage channel melioration and peat sites that are adjacent to Yelnya. Now it adopted a set of actions aimed at changing the situation. For this purpose, special facilities are being built. Why is this a concern? The fact that the marshes are of good quality natural water filters and help cleanse the air of greenhouse gases. In addition, the existence of this territory and economic feasibility. So, here alone cranberry local population gathers around five million dollars each year. The estimated amount of the collected product weight is about 150-400 tons. Moving through the area may be noted that most of it is overgrown with a small pine tree, which covers a significant portion of the land relative. Interest and provides a local shrub.

The basis for the water supply swamps are rainfall and groundwater. Many swamps and lakes linked by canals and rivulets. Another negative point was the reclamation of surrounding areas fall in the groundwater level, which is why almost every year large fires occur here. Also, despite the fact that about sixty percent of the territory considered to be impassable, you can meet the many fishermen and woodsman from the local community.

When moving to be careful not only because of the marshland and the potential to get stuck, but also due to the fact that here the usual five snake species. In addition to the above problems, and it should be noted rather weak control over the activity of the population. So, quite often recorded cases where hunters and fishermen pull down the birds’ nests, many of which are in the Red Book of Belarus. A certain anxiety delivers unregulated and collecting gifts of nature, because it is often damaged above the ground coating, which leads to a disturbance of animals living here. As the necessary measures, many environmentalists and simply not indifferent people offer a range of measures. Among them is a proposal to ban the drainage works on the territory of Yelnya, and at its edges. In addition, it is recommended to block the channels through which of lake-mire complex water flows. You should also take care of the observance of the ban on hunting and fishing. Some even suggest that because of considerable value area, to create a special structure that will manage this territory.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Заказник «Ельня»

Сегодня внимание будет уделено одному из крупнейших на европейском континенте (и одновременно самому крупному на территории Беларуси) озерно-болотному комплексу – республиканскому ландшафтному заказнику «Ельня». Примерно 30 средних и крупных озёр находится на его территории. Наиболее крупными является Ельня и Черное. Между собой данные озёра соединены протокой. Это место впечатляет всех посетителей своей волшебной красотой и размерами. В озерно-болотный комплекс всего входит 118 озёр (если считать и мелкие). Главным на территории заказника считается озеро Ельня (хотя некоторые считают, что его всё же более уместно называть болотом). Но оставим споры о именовании в стороне и уделим внимание его тайнам. Ельня – это самая что ни есть настоящая природная летопись! Оно чрезвычайно интересно, поскольку является подлинным памятником давно минувшей ледниковой эпохи (хотя в современном виде оно всё же сформировалось примерно девять тысяч лет назад). Это один из самых старейших объектов на территории современной Беларуси. Поскольку человек свою активность здесь проявляет по минимуму, то в окрестностях можно встретить большое количество уникальных животных и растений. Кроме них здесь ещё есть и нетронутые крупные залежи торфа.

Заказник Ельня обладает стратегическим значением в вопросе сохранение болотных массивов и характерной растительности. Он был создан в 1968 году, но в третьем тысячелетии он нашел признание и на международном уровне. Так, ему присвоен статус ключевой орнитологические и ботанической территории (в 2000 и 2005 годах соответственно). Кроме этого, Ельня считается Рамсарским участком с 2002 года. Национальная академия наук Беларуси рассматривает это место в качестве местности национального значения. Кроме того, три четверти экосистем (а если быть точнее – 75,2%) согласно директиве Европейского союза по местообитаниям являются таковыми, которым должно быть уделено должное внимание для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия в европейском масштабе. Должное внимание и прекращение мелиоративной деятельности привело к тому, что сейчас эту территорию можно наблюдать в положении близком к своему естественному состоянию.

Сейчас с севера на юг он протянулся на двадцать с половиной километров. С запада на восток его длина немного меньше – всего 16,6 километров. Площадь этого удивительно-красивого места – 253,01 квадратных километра (или же 25 301 гектар). Территориально заказник находится в Шарковщинском и Миорском районах Витебской области. Первоначально Ельня был образован для того, чтобы сохранить в естественном виде болотной массив «Великий мох». В 1981 году его расширили. Присвоение статуса Рамсарской территории является признанием на мировом уровне значения этого водно-болотного угодья. Заказник Ельня укрыт неосвоенными верховыми болотами, роль которых в поддержании гидрологического режима местности сложно недооценить из-за значительного влияния на микроклимат. Форма у озерно-болотного комплекса овальная.

Следует отметить, что некоторые водоёмы имеют свои собственные острова (как правило, они сплавинного типа). Большинство из них не могут похвастаться площадью больше гектара. Кроме этого, они также и не являются глубоководными. Давайте рассмотрим Ельню как самый крупный водоем. Его наибольшая глубина – всего три с половиной метра (хотя, ради справедливости следует отметить, что при желании этого с лихвой хватит чтобы при желании утонуть). Площадь водного зеркала – 5,42 квадратных километра, а водосбора – 14,4 км2. Заказник территориально принадлежит подзоне темнохвойных дубово-подтаежных широколиственно-еловых лисов. Поэтому здесь можно наблюдать структурные особенности болотных и лесоболотных комплексов, которыми были укрыты наши земли много столетий назад. Здесь произрастает как минимум 192 вида сосудистых растений, среди которых – 12 видов деревьев, 5 кустарничков, 4 полукустарников, 22 кустарника и 134 вида травянистых растений. Кроме этого Ельня – это ещё и убежище для большого количества насекомых. Многие их них обитают здесь ещё со времён, когда отступал последний ледниковый период. Так здесь живёт 149 одних только видов мотыльков. Кроме них здесь есть 117 видов птиц, 31 вид млекопитающих и 7 видов земноводных. Среди крупных животных наибольшее внимание уделяется лосям, кабанам, косулям, крякве, чирку, нырковым уткам, болотным совам, тетеревам, белым куропаткам, зайцам-белякам, бобрам, лисицам, енотовидным собакам и волкам. Кроме них во время отлёта здесь можно наблюдать гусей численностью до двух с половиной тысяч единиц и уток, коих насчитывают до тысячи птиц. Следует отметить, что, хотя численность этих видов и не велика (как правило, это десятки и сотни представителей, а беркутов здесь вообще только одна пара) для Беларуси, здесь они проживают весьма компактно с довольно большой густотой «населения». Кроме них здесь часто встречаются и журавли. Всю эту красоту можно лицезреть на одном с четырех туристических маршрутов или же с экологической тропы.

Заказник «Ельня» в 2012 году выступил местом, где частично проводятся фестивали «Жураўлі і журавіны Міёрскаго краю» (думаю, название в переводе не нуждается). В 2016 году он был проведён в средине сентября (с 12 по 17 число). Во время путешествий учат, что в болотах нужно передвигаться не спеша, и маленькими шагами. Благодаря этому легче держать равновесие и отрывать ноги от земли. В 2013 году на его территории был открыть современный центр ознакомления. Отдельное внимание следует уделить экологической тропе, которая была создана в рамках проекта ЕС/ПРООН. Она является важным этапом развития туристического потенциала этого места и привлечения внимания к этому месту. Сама тропа является деревянным настилом, который протянулся на полтора километра. По ней можно пройтись до красивых озёр, где можно искупаться в приятной водичке. Следует отметить, что длительное время окружающим населением Ельня считалась настоящим бедствием, поскольку подпитывало водой прилегающие территории. Но в последнее время всё чаще звучат заявления, что это настоящее счастье благодаря своему экологическому значению и туристическому потенциалу. Возведение экологической тропы было дело не легким. Поскольку техника проехать в это место не могла, то строителям приходилось носить на себе все материалы. Сейчас же гуляя по ней можно ознакомиться с многочисленными информационными стендами, полюбоваться красотами с обзорных площадок, где есть оптические приборы и походить на болотоступах. К услугам посетителей предлагается и болотоход, с помощью которых можно спасать жизни нерадивым туристам или же организовывать индивидуальные путешествия. Несмотря на удивительные красоты, это место не может, пока, похвалиться значительным количеством посетителей. Что ж, возможно, что это к лучшему, поскольку сейчас можно полюбоваться природой, которую ещё почти никто не видел, и которую не смогли попортить нерадивые люди.

Следует отметить и то, что, увы, этому месту не повезло избежать экологических проблем. Так, среди наиболее значительных следует отметить хоть и небольшое, но стабильное снижение численности редких видов животных и растений, а также то, что растительный покров меняется с мха на вереск. Так, здесь можно встретить берёзы, что само по себе является в данном случае негативным фактором, поскольку свидетельствует про то, что элементарно не хватает влаги. Влияние на положение дел оказывают осушительные канали сельхозмелиорации и торфяные площадки, что примыкают к Ельне. Сейчас принимается комплекс действий, направленный на изменение ситуации. Для этой цели строятся специальные сооружения. Почему это вызывает обеспокоенность? Дело в том, что болота являются качественными природными фильтрами воды и способствуют очищению воздуха от парниковых газов. В тому же, в существовании этой территории есть и экономическая целесообразность. Так, здесь одной только клюквы местное население собирает примерно на пять миллионов долларов каждый год. Оценочное количество веса собранного продукта составляет примерно 150-400 тонн. Передвигаясь по этой территории можно отметить, что больше всего она заросла небольшой сосной, которая укрывает значительную часть относительной суши. Интерес предоставляет и местный кустарник.

Основой для водного питания болота являются осадки и грунтовые воды. Многие болота и озёра связаны между собой речушками и протоками. Ещё одним негативным моментом мелиорации окружающих территорий стало падение уровня грунтовых вод, из-за чего почти каждый год здесь происходят крупные пожары. Также несмотря на то, что примерно шестьдесят процентов территории считается непроходимой, здесь можно встретить многочисленных рыбаков и дроворубов из числа местных жителей.

При передвижении нужно быть осторожным не только из-за болотистой местности и потенциальной возможности завязнуть, но и из-за того, что здесь водится 5 видов змей. Кроме вышеупомянутых проблем следует отметить и достаточно слабый контроль за деятельностью населения. Так, достаточно часто фиксируются случаи, когда охотники и рыболовы рушат гнезда птиц, многие из которых находятся в красной книге Беларуси. Определённое беспокойство доставляет и нерегламентированный сбор даров природы, поскольку при этом часто повреждается надземляное покрытие, что приводит к нарушению покоя проживающих здесь животных. В качестве необходимых мер многие экологи и просто не безразличные люди предлагают целый комплекс мер. Среди них и предложение запрета осушительные работ как на территории Ельни, так и на его краях. Кроме этого рекомендуется перекрыть каналы, по которые из озерно-болотного комплекса вытекает вода. Также следует позаботится о соблюдении запрета на охоту и рыбную ловлю. Некоторые даже предлагают, ввиду значительной ценности местности, создать специальную структуру, которая будет заниматься управлением данной территории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *