Нимфы

Когда-то давно, ещё несколько столетий лет назад, на блоге мною была написана статья про дриад. Логичным дополнением стало бы написание после них ещё и про нимф в общем, как очень схожих волшебных существ. Ведь дриады – это нимфы, которые любят деревья. Тогда я это не сделал и сейчас самое время исправить это ужасное допущение. Так кто же это такие – нимфы? В мифологии древних греков так называли олицетворения стихийных сил в виде девушек. Причем под стихийными силами в данном случае следует понимать не просто управляемый воздух, огонь, воду, но и рост деревьев, течение воды и много чего другого. Если рассматривать их с несколько иной точки зрения, то нимфы могут быть классифицированы как духи деревьев, ручьев, цветов, полей и множества иных объектов, недоступных для понимания античному человеку. Буквально название «нимфа» можно перевести как «невеста». Увидевшие этих прекрасных существ часто слепли, а то и умирали. Но не все. С некоторыми из людей они вступали в связь, общаясь с ними, а то и отдаваясь великим героям и прекрасным юношам. Современным исследователям удалось установить имена свыше полутысячи этих волшебных существ!

Согласно легендам древней Греции, самые первые нимфы (мелиады) появились из капель крови, которые текли из оскопленного Урана. Их из крови породила Гея (Земля-матушка в древнегреческой мифологии). Постепенно возникали и другие нимфы. Так, океаниды – это дочери Тефиды и Океана. Нереидами называли дочерей Дориды и Нерея. Очень часто их имена указывают на их определённое качество или свойство. Также многих нимф «создали» боги Олимпа или же просто могущественные духи. Соответственно, и жили они буквально где придётся. Так, их можно было встретить и на лугах, и в пещерах (как тут не вспомнить нимфу Эхо), и в ручьях, и в деревьях, и на цветных полянах, и рощах, и лесах. Греки верили, что источники, которые выходят из-под земли, служат убежищем для нимф-спутниц бога-целителя Асклепия. Они могли врачевать, исцелять и даровать здоровье при употреблении воды из таких источников. Мы то сейчас знаем, что многие источники целительные благодаря содержанию определённых химических комбинаций, а греки пробовали пояснить такую особенность мифологическим образом.

Также многие нимфы выступали и в качестве судей. Довольно распространённой была практика, когда соплеменниц или соплеменников, а то и горожан, что подозревали в нарушении определённых законов отдавали на суд этих существ. Делали это следующим образом – на табличке писали имя человека, бросали её в водоворот и смотрели – пойдёт ли она под воду, поплывёт по течению или же она будет выброшена на берег. Причем считалось, что нимфы могут вынести несправедливое решение в тех случаях, если к ним не было проявлено должное уважение. Одним из самых страшных наказаний считалось «насланное» безумие. Но в речах такого человека многие одновременно старались и отыскать смысл, который, как они считали, нимфы хотят им передать. Из-за этого возникла и прочно укоренилась мысль о том, что безумцы – это носители знаний, что скрыты от других людей. Немало это поспособствовало возникновению прорицателей и прорицательниц. В дальнейшем этот общественный «институт» нашел выражение в юродстве. Возвращаясь к теме нимф – их возможность прорицать будущее можно рассмотреть на примере дельфийского оракула. Так, первоначально на этом месте был оракул Геи, потом Дафны (одна из самых известных и могущественных горных нимф) и только потом здесь организовался уже дельфийский оракул. Кстати, считалось, что гаданию их обучил Аполлон, а многие из них стали матерью для знаменитых (по грецким меркам) предсказателей. В качестве примера таковых можно привести Тиресия, который является сыном нимфы Харикло. Правда это характерно уже для более позднего общества.

За что же «отвечали» нимфы ещё? Они могли ещё повлиять на плодородие полей и лугов, следили за обилием пчел, ростом стад, деревьев и прочее. У всего, что не можно было понять – был свой дух. Стоило только древнему греку выйти за черту города, как ему сразу же начинали слышаться голоса нимф и в жужжании пчел, и в шелесте листьев на деревьях, и в звучании ручейков. Эти духи вели размеренную весёлую и не агрессивную жизнь (как правило). Их было легко обидеть и заставить плакать. Нимфы довольно часто старались держаться подальше от нежелательных и неприятных людей и других могущественных существ. И не удивительно – ведь нимфы были смертными существами, хоть и долговечными. Так, стоило источнику иссякнуть или дереву засохнуть – так умирала и красавица-нимфа, которая обитала здесь. В некотором роде нимфы обозначают хрупкость самой природы и к ним, соответственно, следовало относиться с вниманием и бережностью.

Чтобы задобрить этих духов им строили святилища, посвящали пещеры и гроты, а также приносили жертвенные подарки в виде молока, масла, вина, телят и коз. Самое старое святилище (из рукотворных), которое сбереглось до наших дней, находится в южной части афинского Акрополя и датировано примерно седьмым веком до нашей эры. А пещеры, холмы и реки называли в их честь явно задолго до него. Для олицетворения прелестей природы и передачи её волшебного шарма в искусстве их изображали молодыми красивыми девушками, у которых прекрасные волосы, уборы из цветов и венков. Для отображения их веселого нрава их часто изображали в позе танца, обнажая их ноги и руки, и в завершении картины – скульпторы и мозаики древности распускали их волосы. Поэты и певцы, желая заслужить их благосклонность и прославить волшебную красоту, воспевали их в своих творениях. Часто по отдельным деталям можно было догадаться, кто же изображен. Так, наяды держали у своего лона раковину или сосуд. Ореады изображались задумчивыми, сидя на высокой скале. Напеи, живущие в долинах и лимнады, обитающие в озёрах и болотах, тоже имели свои отличительные особенности.

И ещё хочется написать несколько слов о любви древних греков видеть буквально под каждым камнем нимф. Так, кроме упомянутых ранее жительниц морей, источников, озёр и болот, в воображениях людей они жили ещё и в горах (их называли орестиады), рощах (их именовали альсеидами), деревьях (это рассмотренные ранее дриады и гамадриады), и даже для отдельных пород деревьев вроде упомянутых в начале статьи мелиад (они облюбовали ясень). Вот такими разнообразными они были. Часто желая сделать им комплимент и подчеркивая их изящество, благосклонность, изящество, прелесть и красоту нимф их называли харитами (это три богини радости и веселья, обозначение которых переводится как «изящество»).

Кстати, ещё немного о их влиянии на человека. Считалось, что нимфы могут буквально преображать любого. Они могли подарить вдохновение для творчества и активной деятельности. Также они могли насылать на людей и одержимость, что в некотором роде можно рассматривать как ослабленное безумие. Человек в таком случае часто исступленно плясал, также казалось, что он приобретает знания нимф – мог видеть сквозь землю, понимать языки растений и птиц, создавать невиданные произведения. Если же способности человека получали значительное развитие, то считалось, что ему покровительствуют особенные духи – музы. Кроме этого, многие нимфы были спутницами олимпийцев – сами богов древней Греции. Чаще всего их воспринимали как свиту Артемиды, Пана и Диониса, но, как ранее уже говорилось, они водились и с другими богами. Шаловливые нимфы, к примеру, любили Гермеса, весёлого и задорного бога путешествий и торговли. Те, которые путешествовали по миру вместе со своими божественными покровителями часто занимались и соответствующими деяниями вроде пряжи, тканья, охоты, гаданий и веселья. Владение древними мудростями, а также тайнами жизни и смерти было уделом многих из них. Так, кроме упомянутой выше Дафны можно вспомнить ещё и о Менте – возлюбленной Аида, бога подземного царства мёртвых. Их собеседники рангом пониже – это сатиры. Нимфы являются весьма близкими родственницами славянских русалок и различных духов полей, лесов, болот, озёр и ручейков.

Один комментарий к Нимфы

  1. Клеопатра:

    Интересно, однако…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *