Петра — загадочный город пустыни

В юго-западной части нынешней Иордании, в 50 милях югу от Мертвого моря среди грозных скал, меж песчаных гор Аравийской пустыни лежат руины древнего города Петра (“Петра” в переводе с греческого означает “скала, камень”). Из соображений сохранности сегодня доступ на территорию этого впечатляющего комплекса храмов, гробниц и жилищ ограничен. В Петру можно попасть исключительно пешком или верхом на коне через темный извилистый проход в скале, известный как ущелье Сик (в арабской транскрипции “клефт” – расщелина), который в некоторых местах имеет лишь пару метров в ширину. Петра – величайшая загадка пустыни, включающая около тысячи памятников архитектуры. Когда-то здесь шумели фонтаны и благоухали сады, существовало постоянное водоснабжение. Почему же высеченная из песчаника Петра находилась в таком изолированном, засушливом месте? Кто построил этот величественный город и что случилось с его жителями?

Древнейшим населением Петры были эдмитяне – племена семитской языковой группы, которые в Библии упоминаются, как потомки Исава. Однако за восхитительную архитектуру города мы, в большей степени, должны быть благодарны набатейской культуре. Набатейцы – это представители кочевых арабских племен, которые к IV в. до н. э. создали государство со столицей в Петре. Единственная защита и удобное расположение – на развилке торговых путей, соединявших арабскую, ассирийскую, египетскую, греческую и римскую цивилизации, — способствовало усилению Набатеи. Доход от контроля за караванным путем, соединявшим Аравию с Сирией, вскоре позволил набатейцам создать своеобразную торговую империю, на севере простиравшуюся до Сирии, а город Петра стал центром торговли пряностями.

Накопленные в результате торговли сокровища набатейцы вкладывали в строительство. Высеченные из камня здания были выполнены в стиле, сочетавшем местные традиции и каноны эллинской культуры. Впрочем, размах, с которым вели строительные работы, вполне объясним. Петра располагалась на краю палящей пустыни, а значит, снабжение водой было делом первостепенной важности, поэтому набатейцы построили очень сложную систему плотин, разработали ирригационную систему и технологию сбережения воды. Богатство набатейцев вызывало зависть у соседей, отчего жителям Петры не раз приходилось обороняться. В конце IV в. до н.э. город атаковал царь Антигон из династии Селевкидов (империя Силевкидов была основана в 312 г. до н. э. полководцем Александра Македонского Селевком I и включала большую часть восточных земель империи Александра). В 64-63 гг. до н. э. Набатея была покорена римским полководцем Помпеем, а в 107 г. н. э., в период правления императора Трояна, стала частью римской провинции Аравия. Но расцвет Петры продолжился и в период римской оккупации: строились новые сооружения, в частности огромный театр, колоннада, обрамляющая центральную улицу и триумфальная арка перед входом в ущелье. Ученые подсчитали, что в период наивысшего рассвета население Петры составляло приблизительно 30 тыс. человек. С ростом влияния сирийского города Пальмира, расположенного на пересечении торговых путей, соединявших Римскую империю с Персией, Индией и Китаем, деловая активность в Петре пришла в упадок.

В IV в. Петра стала частью христианской Византийской империи, но уже в 363 г. н. э. отдельно стоящие строения города были разрушены в результате мощнейшего землетрясения. Именно в этот период набатейцы покинули Петру, и никто не знает наверняка почему. Во время раскопок было найдено очень мало ценных предметов, что свидетельствовало о том, что люди не ушли внезапно. Позднее, в 551г., чудовищное землетрясение практически полностью разрушило город, поэтому к началу арабских завоеваний в VII в. Петра уже уходила в небытие. В 747 г. еще одно разрушительное землетрясение окончательно опустошило город. Вплоть до начала XII здесь воцарилась тишина, пока на территорию города не вступили крестоносцы. Они решили обустроить в Петре свой форт. Но уже в XIII в. Крестоносцы покинули город, и тот оказался во власти песчаных бурь, скрывших на века большую часть некогда великого города. О руинах Петры надолго забыли.

Лишь в 1812 г. англо-швейцарский исследователь Иоганн Людвиг Буркхардт нашел затерянный в песках город, пробудив к нему интерес западного мира. Буркхардт, жедая постичь восточную мудрость и азиатский образ жизни, путешествовал по Ближнему востоку под видом мусульманского торговца (под именем шейх Ибрагим ибн Абдалла). В Элджи, маленьком поселении близ Петры, Буркхардт услышал рассказ о заброшенном городе, скрытом в горах долины Вади Мусса (долины Моисея). Назвавшись пилигримом, пожелавшим сделать жертвоприношение в древнем городе, он убедил двух местных бедуинов провести его через узкое ущелье. У подножия гробницы пророка Аарона Буркхардт принес козла в жертву и, прежде чем отправится назад в Элджи, внимательно осмотрел руины Петры. Путешествие было недолгим, но он смог составить карту разрушенного города и сделать запись в путевом журнале об открытии Петры.

С тех пор тема затерянного в скалах города будоражит воображение путешественников, ученых и археологов. Романтическая атмосфера этого места точно подмечена в знаменитой поэме Джона Уильяма Бэргона “Петра” (1845). Взору читателя открывается “город розово-пурпурного цвета, древний, как само время”. Загадкой остается предназначение этого удивительного места. Что это было – крепость, торговый центр или священный город? Здесь найдено множество царских усыпальниц и гробниц для захоронения местного населения, а также могильных шахт, в которых, видимо, заживо хоронили преступников. По результатам проведенных за последние десять лет археологических раскопок можно заключить, что за время своего существования Петра могла выполнять различные функции. Как уже говорилось, попасть в город можно только через узкий проход – изумительной красоты ущелье длиной более мили меж уходящих ввысь отвесных скал из золотисто-коричневого песчаника. В камне ущелья Сик выдолблено множество набатейских гробниц, а также желобы, в которых когда-то находились глиняные трубы для доставки в город питьевой воды, что подтверждает высокий уровень знаний набатейцев в области гидротехники. Справа, при входе в ущелье, расположено еще одно чудо инженерной мысли, но более позднего времени. Сейчас, как и 2000 лет назад, после сильного дождя вода стекала вниз по горам Вади Мусса в Сик, угрожая городу затоплением. После чудовищного наводнения в Петре в 1963 г. правительство решило построить плотину, что бы изменить русло потока дождевой воды. Во время строительства землекопы с удивлением обнаружили остатки древней плотины. Приблизительно во II в. до н. э. набатейцы построили плотину у входа в ущелье для отвода воды, направив поток на север через систему туннелей, а затем назад, в сердце города, где дождевую воду использовало для своих нужд население.

Из Сика открывается изумительный вид на самый известный и самый восхитительный памятник города Петра – Казну, или Сокровищницу (по-арабски эль-Хазнех), созданную в античном стиле. Сокровищницей ее назвали бедуины. По легенде, несметные богатства египетского фараона были спрятаны внутри большой каменной урны, расположенной на вершине центральной статуи над портиком. Бедуины верили в легенду и иногда пытали счастье, расстреливая урну из винтовок, в надежде разбить ее и заполучить сокровища. И сегодня можно увидеть множество пулевых отверстий на поверхности урны. Хорошо сохранился фасад Сокровищницы: высотой около 39 метров и 26 в ширину, он вырезан в скале из твердого песчаника и украшен изящными колонами, изображающими набатейских божеств и мифических персонажей. Предположительно, Сокровищница была царской усыпальницей, возможно, эти останки царя захоронены в маленькой камере в задней части строения. Видимо, ее также использовали как храм, хотя неизвестно, какому именно богу или богине о был посвящен. Датировать Хазнех пока не удалось, но наиболее вероятным временем его создания считается I в. до н. э.

Одним из немногих отдельно стоящих зданий Петры, которые сохранились до наших дней, является огромный, выложенный из камня храм Душары, также известный как Каср эль-Бинт Фираун (Дворец дочери фараона). Большая часть этого огромного храма из желтого песчаника с массивными стенами высотой 22 метра, расположенными на резной платформе, сейчас отреставрирована. Он был построен в период примерно с 30 г. до н. э. по 40 г. н. э. в честь Душары – главного набатейского  божества. Внутри храма расположены три помещения, среднее из которого служило святилищем.

Напротив этого строения высится Храм крылатых львов, названный так благодаря статуям двух львов, вырезанных с обеих сторон от входа. Это наиболее интересный из известных ныне набатейских храмов, более 20 лет он был объектом раскопок и изучения американской экспедицией в Петре. Он был посвящен доисламской арабской богине плодородия Аллат – одной из трех главных богинь Мекки. Это отдельно стоящее здание на самом деле является настоящим храмовым комплексом с мастерскими и жилыми помещениями (в одной из мастерских даже изготовлялись сувениры). Внешне храм практически в точности совпадает с описанием храма Афродиты в Петре, которое приводится в свитках Мертвого моря. Во время раскопок здесь было найдено огромное количество предметов, что позволило достаточно точно установить время основания храма. Он был заложен в августе 28 г. н. э. и разрушен в результате колоссального землетрясения в мае 363 г.

Самым большим архитектурным памятником Петры является монастырь Эль-Дейр. В византийский период (330-1453 гг) он служил церковью, почему и назван монастырем. Это самое большое здание: монастырь 50 метров в ширину и 44 в высоту с портиком высотой в 9 метров гордо возвышается в городе. Подобно Сокровищнице, он вырезан в скале, и в целом действительно похож на укрупненную черновую версию более известного исторического памятника города Петра, поврежденную непогодой. Археологи считают, что строительство Эль-Дейра началось в годы правления набатейского царя Рабела II (76-106 гг.), но так и не было закончено.

Петра снова оказалась в центре общественного внимания в 1989 г., когда на экраны вышла кинокартина “Индиана Джонс и последний крестовый поход” с Харрисоном Фордом в главной роли. Монастырь использовали для съемок тайного храма, существование которого скрывалось сотни лет, где герою Харрисона Форда наконец удалось разыскать священный Грааль. Снова о монастыре заговорили в новостях в 2005 г., когда далай-лама принимал лауреатов Нобелевской премии. Вместе с актером Ричардом Гиром он организовал конференцию под названием “Мир в опасности”. К счастью, большая часть руин древнего города, вырезанных в твердой скальной породе находится в отличном состоянии, но тем не менее, как и многим другим древним памятникам, Петре угрожает постоянный чрезмерный наплыв туристов. Особенно сильно страдают отдельно стоящие здания из песчаника – они разрушаются под воздействием соли, воды и ветра. 6 декабря 1985 г. Петра была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Последние несколько лет специалисты реставрируют памятник: замазывают дыры и трещины в камнях специальной смесью, максимально схожей по составу с песчаником величественных зданий 2000-летней давности. Будем надеяться, что руины одного из наиболее красивых и восхитительных городов простоят по крайней мере еще 2000 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *