Полудница

Летом, в пору жатвы, на полях и лугах можно встретить статную, высокую, красну девицу, одетую во всё белоснежное. Это полудница. Гуляет она по полоскам сжатых злаков и наблюдает за тем, как идёт работа в поле. Недолюбливает эта дева тех, кто в полдень работает. Таких работников полей она берёт за голову и крутит её до тех пор, пока не натрудит шею до пекущей боли. Как и схожие духи, Полудница завлекает в рожь малых детишек и вынуждает их долго там блуждать.Полудениця   Но полудницы появлялись не только в виде девушек, а иногда и юношей. Чаще всего они появляются на ржаных полях, когда идёт жатва, отсюда второе их название — “ржаницы” или “ржицы”. Могут заманить путешественника, уморить его, навеять крепкий сон, после которого тот может уже и не проснуться, при этом сам становится полудницей. Но не только на ржаных полях появлялась полудница – она появлялась в полях в пору созревания и цветения трав, с большой сковородой в руках, которая должна была закрывать хлеба от палящих лучей Солнца. Впрочем, поговаривали, что с помощью сковороды она, будучи злая на что-то, вполне могла сжечь цветущее поле.

Жила полудница не только в полях, среди трав и хлебов, а также и на огородах. Она “хозяйка” того растительного мира культивированного, людьми. Казалось бы, полудница обязана была способствовать земледельцам в их тяжелой работе. Но на деле она заботилась в первую очередь «благополучием» полей и лугов, и берегла их от людей. Порой в народных поверьях образ полудницы сливается с образом полевой русалки. Когда начинала цвести рожь, русалки тоже показывались на поле — считали, что в числе их обязанностей входило охрана посевов и забота про будущий урожай. Детям настрого запрещали «ходить в жито», иначе «русалка к себе затащит».

Согласно поверьям, если полудница заметит девушку, кинувшую жатву и легшую вздремнуть, то обязательно разбудит ее и начнет уговаривать её поплясать с ней, чтобы увидеть, кто кого перепляшет, но, если девушка согласится на ее уговоры, то полудница вынудит ее плясать по лугам и полям, пока не наступит вечерняя заря. Согласно народному поверью, полудницу еще никто не смог переплясать; но при этом считалось, что если девушка всё же сможет переплясать не знающую, что такое усталость полудницу, то та дарует девушке невиданно богатое приданое.

В поверьях полудница близка к другим женским мифологическим персонажам — маре, жаренице, удельнице, кикиморе, русалке и т.п. Так, к примеру, по отдельным поверьям, полудница, как и мара, имеет внешность высокой белой женщины, возникает она в дни, когда жарко, и насылает на людей мороки. В другой трактовке полудница, подобно жаренице, — прекрасная женщина со сковородой, этой утварью она накрывает травы и хлеб. В некоторых рассказах полудница напоминает черную удельницу, бегающую за детьми, а также полевых русалок, появляющихся в полях, когда цветёт рожь. Кроме того, полудница напоминает кикимору: так, по поверьям славянского населения Южной Сибири, полудница — это старуха в рваных лохмотьях, со всклокоченными волосами, водится в кустах крапивы или банях, охраняет огороды от набегов детей. Отдельно в Архангельской области бытует поверье, что полудница иногда приходит не только днем, но ещё и ночью; она может научить, как добыть цветок, который делает человека невидимым. Вполне вероятно, что “высокая белая полудница” — один из “летних”, “дневных” ликов кикиморы. Ведь она, как говорится, «зимой на Святках малая, а затем вырастает». Вероятно и то, что полудниц, как и удельницу, кикимору и пр., считали разновидностью русалок, которые показывались как в облике прекрасных молодых девиц, так и в виде страшных старух. Появлялись они как в полях и лугах, так и в людских огородах, в дремучих лесах и в домах людей; показывались они как ночью, так и во время сумерек, часто в полдень и т.д.
Полудница являлась олицетворением полудня, времени наибольшей активности солнышка. Полдень — это межа, грань, разделяющая день; время очень опасное, активизирующее самые различные силы и существа, в том числе и в основном “полдневные”. Полдень испокон веков почитался временем нечисти, к числу которых и приндлежит полудница; человеку же в это время нужно было отдыхать. Тем не менее, спать в полдень и на закате, слыло опасным: по поверьям, когда солнце поворачивалось «на вечер» полуденные духи покидают свои норы и могут “навести” на спящего человека мертвый сон, насылать на него болезни и подобное. Такими полдневными духами собственно и слыли полудницы, а также подобные духи поля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *