Рыцарь Востока — султан Саладин

На Востоке не менее известен и популярен за Ричарда в наше время султан сарацинов Саладин. Так его именуют европейцы, не зная, что это даже не имя султана. Салах-ад-Дин – это почетный титул (лакаб), которое переводят как “защитник веры”, встречаются также переводы “честь веры” и “благочестие веры”. Имя же этого выдающегося военачальника и правителя – Юсуф, сын Айюба.
К слову, Саладин был образом идеала для Саддама Хусейна, который, так же как и султан, появился на свет в Тикрите, городе на береге реки Тигр. Во времена диктата Хусейна в Ираке создавался культ Саладина.
Не забывают про этого героя средневековья киносценаристы и писатели, которые неизменно изображают его как благородного и мудрого вождя, а также храбрым и бесстрашным воином. Так представляем Салах ад-Дина и мы, и немногим известно, что Саладин также был ученым, исследователем странных явлений. Всем его солдатам был дан приказ немедленно доносить обо всех невероятных и чудесных вещах, которые им удавалось заметить. Султану также принадлежат слова, которые впоследствии цитировали как философы и великие ученые, так и бродяги всех мастей: “Человек с рождения опутан тысячами нитей условностей и законов, стоит порвать одну – и он преступник, порвет десять – и он смертник, и только порвавший все становится Богом”.
Увы, но сведений о Салах-ад-Дин не так уж и много. Попробую нарисовать исторический портрет султана на основе только достоверных фактов, которые дошли до нас.
Юсуф ибн Айюб, названный позже Салах-ад-Дином, появился на свет в 1138 г. в семье курдов. Юность свою провел в Дамаске, где и получил прекрасное образование. Благодаря значительным семейным связям и собственным талантам связям его представили ко двору эмира Халеба и Дамаска Нур-ад-Дина (Нурредина) Зенги. Под командованием дяди Ширкуха Салах ад-Дин получил первые навыки воина в многочисленных столкновениях с отрядами Фатимидов.
Больше всего эмира Нур-ад-Дина интересовал Египет. Это государство служило оплотом для халифов-еретиков, а также периодически заключало союзы с христианами-крестоносцами и было нешуточной угрозой. В 1163 г. христиане совершили несколько налетов на города в дельте Нила, а изгнанный из Египта по приказу халифа визирь Шевар ибн Муджир попросил о помощи. Это послужило прекрасным поводом для ввода войск Нур-ад-Дина в Египет. Ширкух с армией эмира выступил в 1164 г. Саладина назначили командиром сотни всадников.
Вторжение оказалось неудачным. Вскоре визирь Шевар ибн Муджир уяснил, что Шикрух согласился предоставить помощь с той целью, чтобы сделать Египет собственностью Нур-ад-Дина. Тогда Шевар ибн Муджир в решающий момент переметнулся на сторону халифа и позвал на подмогу иерусалимского короля Амори I. Крестоносцы вместе с египтянами разбили Ширкуха около Каира в апреле 1167 г. Затем крестоносцы укрепились в Каире. Тут Саладин в первый раз проявил себя как стратег и воин: когда войско Ширкуха было готово покинуть Египет, он со своими всадниками захватил Александрию и так помешал крестоносцам дождаться с моря подкрепление. Были проведены длительные переговоры, на которых приняли решение, что крестоносцы освобождают Каир, но в городе оставался христианский гарнизон, а Ширкух ставал визирем халифа.
Через два года, в мае 1169 г. Ширкух отправился в мир иной, как полагают некоторые историки – с помощью яда, и его должность перешла в наследство к Салах-ад-Дину. Вскоре, в 1171 г. халиф аль-Адид тоже умер, и Салах-ад-Дин стал халифом. Как это ни странно, но воин оказался мудрым правителем и сумел перетянуть на свою сторону многих аристократов и народ. Его бывший покровитель Нур-ад-Дин ожидал, что Саладин подчинится его воля. Но молодой султан сарацинов дал понять эмиру, что не нуждается в его руководстве. Так Саладин стал султаном Египта и родоначальником династии Айюбидов. Салах-ад-Дин восстановил в Египте суннитское направление ислама и уже в 1174 г. приступил к расширению своих владений. Он захватил Дамаск, взял Хаму и Хамс, а в 1175 г. вступил в Баальбек. Этот его успех был вполне закономерен. Салах-ад-Дин смог идеально организовать и отлично обучить свою армию, которая набиралась из рабов-турков. Его войска были преимущественно из копейщиков и конных лучников. Этот шаг принес стране Салах-ад-Дина самостоятельность. В 1175 г. он получил формальное признание своей власти над Египтом от багдадского халифа. В 1176 г. Саладин разгромил вторгшиеся ыойска Сайф-ад-Дина Мосульского, захватил Сирию и заключил соглашение с ассасинами. Теперь султан был полновластным султаном Египта. В Каире он возвел новую крепость, несколько медресе и акведук. В 1186 г. Салах-ад-Дин стал владыкой обширной империи, которая окружала Иерусалимское королевство. И теперь он мог реализовать свой давний план – изгнать христиан.
Время для нападения на королевство крестоносцев Саладин выбрал весьма удачно. В это время на троне сидел молодой король Болдуин IV, болевший проказой. Еще при жизни Болдуина наследники начали борьбу за престол, этим ослабив силы христиан-крестоносцев. После того, как король умер, власть в результате борьбы досталась сестре Болдуина Сибилле и ее супругу Ги де Лузиньяну. К несчастью, король не пользовался уважением у баронов и не смог навести в государстве порядок. В это время у Саладина и возник повод для агрессии.
Барон Рено де Шатильон взял замок Крак де Шевалье и наперекор заключенному с сарацинами перемирию атаковал караван, который вез сестру самого Салах-ад-Дина к жениху. Её целой и невредимой отпустили домой, но всё драгоценное у нее забрали. При этом Рено еще и прикоснулся к девушке ,что у мусульман считалось огромным оскорблением. Салах-ад-Дин поклялся отомстить крестоносцу, и уже в июне 1187 г. сарацинское войско двинулось в поход. Саладин взял в осаду Тиверию, город на западном берегу Генисаретского озера. Иерусалимский король Ги де Лузиньян срочно собрал христианское воинство и двинулся к Салах-ад-Дину. Король завел свих солдат в безводную пустыню, где Салах-ад-Дин, благодаря продуманной тактике и стратегии, смог с наименьшими для своей армии утратами уничтожить крестовое воинство и отнять священную христианскую реликвию Животворящий крест. Барон Рено де Шатильон попал к нему в плен, и Салах-ад-Дин лично отсек ему голову, а затем, по обычаю курдов, смочил свой палец в крови барона и провел им по лицу как знак того, что месть Саладина свершилась. Победа побудила в султане милосердие, и он распорядился отпустить Ги де Лузиньяна, взяв с короля слово, что тот не будет больше воевать с ним. После победы Саладин захватил Аскалон, Акру и другие города. Не получилось ему захватить только Тир, куда незадолго до осады подоспел Конрад Монферратский с немалым отрядом крестоносцев. После непродолжительной пал Иерусалим. Все церкви святого города, кроме храма Воскресения, очистили ладаном и розовой водой и они были превращены в мечети. Жителям города султан даровал жизнь, но не свободу. Салах-ад-Дин согласился отпустить, правда без нажитого добра тех, кто может заплатить за себя выкуп: мужчинам – 10 золотых, женщинам – 5, а все бедняки скопом смогли обрести себе свободу за 30 тысяч золотых монет.
После захвата Иерусалима, несмотря на все усилия крестоносцев освободить Гроб Господень, власть Саладина в бывшем Иерусалимском королевстве укреплялась день ото дня. Султану пели дифирамбы теологи, историки, правители соседних стран и народ. Его восхваляли и даже оправдывали его недостатки, которые не простили бы другим. Известно, что Саладин никогда не мог с соответствующей строгостью соблюдать рамадан (рамадан – это девятый месяц календаря мусульман, во время которого запрещается днем употреблять еду) и не совершил положенное каждому правоверному мусульманину паломничество в Мекку.
После сокрушительной победы над рыцарями-крестоносцами, руководимыми Ричардом Львиное Сердце, и заключения чрезвычайно выгодного мира Салах-ад-Дин вернулся в Дамаск. В городе он заболел желтой лихорадкой и 4 марта 1193 г. умер. Султана похоронили в Дамаске и оплакивали на всем Востоке.
Саладин и Ричард Львиное Сердце… Рыцарь Востока и рыцарь Запада. Они были яркими личностями, воплотившими в себе главные рыцарские добродетели того времени. Источник их успехов и популярности заключался в них самих. И еще многие века будут жить в памяти людей легенды об этих необыкновенных людях.

Один комментарий к Рыцарь Востока — султан Саладин

  1. Сергей:

    действительно, в истории любого народа было много ярких личностей))))))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *