Ассасины — средневековый спецназ? Часть 1

Со времен крестовых походов термин “ассасин” укоренился во многих европейских языках, став обозначением наемного убийцы. В средневековой, да и современной литературе ассасины представляются демонами ночи, бесстрашными, неуязвимыми воинами, проникающими в самые потаенные места и несущими неминуемую смерть. Опьяненные гашишем, они не ведают страха и сомнений, потому спастись от них невозможно. Откуда появился этот образ? Существовали ли ассасины в реальности или все, что рассказывают о них — выдумки? Тайный орден смертников, райские сады и прекрасные гурии, молодые воины, одурманенные гашишем и готовые идти на смерть по первому приказу таинственного Старца Горы… Где правда, а где ложь в этих легендах?

Прежде всего, откуда появилось название “ассасины”? По самой популярной версии, слово “ассасин” произошло от арабского “хашиши”, то есть “потребитель гашиша”. Естественно, сразу же возник миф об употреблении ассасинами наркотических средств, которые якобы лишали их страха и позволяли более успешно справиться с полученным заданием. Этот миф так укоренился в сознании большинства людей, что и по сей день некоторые считают, что ассасины употребляли гашиш перед или во время боевой операции. Однако это абсолютно не так. Во-первых, по свидетельствам арабских хроник, ассасинов называли “мулхидун” — еретики или “фидаи” — жертвы, в данном контексте: “жертвующие собой во имя идеи”. Всего в нескольких документах употребляется термин “хашиши” — вместе с другими обидными прозвищами и ругательствами, которыми награждали ассасинов враги. В те времена гашиш на самом деле был популярным наркотиком и поначалу употреблялся почти всеми. Однако спустя некоторое время религиозные лидеры ислама запретили его, поскольку справедливо рассудили, что человек в состоянии наркотического опьянения не может как должно служить Аллаху. Таким образом, гашиш остался популярным лишь в среде бродяг и прочих темных личностей. Слово “хашиши” означало не буквально употребляющего гашиш, а нечто среднее между “чернь” и “голодранец”. Употребляли ли ассасины гашиш на самом деле? Скорее всего — нет. Во-первых, нигде в документах этот факт не указан. Во-вторых, община ассасинов жила в условиях строгой дисциплины и ее глава не допустил бы употребления наркотиков. В-третьих, под действием гашиша человек становится вялым и медлительным, что никак не вяжется с той ловкостью, изобретательностью и мгновенной реакцией, с которыми ассасины выполняли возложенную на них миссию.

Существует и другая версия происхождения слова “ассасин”. Очень близкое по произношению арабское слово обозначает “травоед”. Так вполне могли называть ассасинов, намекая на их бедность. Стоит упомянуть также, что слово assas по-арабски означает “попечитель”, “защитник”.

Кем же были ассасины, откуда появилась эта тайная и могущественная организация? На самом деле такое название крестоносцы дали исмаилитам-низаритам. После смерти пророка Мухаммеда, когда возник вопрос, кто после него возглавит мусульман, в общине возник раскол на два враждующих лагеря: суннитов, приверженцев ортодоксального направления ислама, и шиитов, которые были убеждены, что власть может принадлежать только прямым потомкам пророка Мухаммеда, то есть прямым потомкам Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата пророка. Так появилось и название шиитов – “шиат Али” (“партия Али”). От них несколько позже откололась исмаилитская ветвь.

Исмаилиты оказались в меньшинстве и вынуждены были тщательно скрывать свои убеждения. Часто бывало так, что люди, живущие по соседству, даже не подозревали, что они единоверцы. Именно в те дни, когда при дворе халифа начались гонения на шиитов, на исторической сцене появился перс Хасан ибн Саббах, уроженец иранского Хорасана и исмаилит по вероисповеданию. Вмешавшись в религиозную распрю, он оказался в лагере проигравших и вынужден был бежать из Египта на родину. Там он скрывался от властей, но продолжал проповедовать, и вскоре вокруг опытного интригана образовалась община мусульман-исмаилитов, в среде которой Хасан создал закрытую военно-религиозную организацию, главной целью которой считалось обращение всего исламского мира в “истинную” веру. Таков был лозунг ибн Саббаха для врагов и единоверцев. На самом же деле внутри организации проповедовались верования, далекие от классического ислама. Взамен Корана посвященным внушалась совершенно иная религиозно-философская доктрина, объединяющая идеи Аристотеля, зороастризма, буддизма, гностицизма и других “тайных знаний”.

С увеличением количества членов исмаилитской общины перед ибн Саббахом встал вопрос о необходимости надежного, хорошо защищенного места, где можно будет открыто исповедовать свою веру. Выбор пал на неприступную крепость, возведенную на высокой скале Аламут на берегу Каспийского моря. Скала Аламут, что на местном наречии значило “гнездо орла”, была прекрасной естественной крепостью, подходы к которой были перерезаны глубокими ущельями и бурными горными реками. Оставалось только захватить твердыню. Об этом есть две легенды. Первая гласит, что Хасан сумел обратить все население крепости в свою веру и жители добровольно признали его главенство. По другой — Хасан договорился с губернатором за три тысячи золотых монет купить “участок земли, который накроет шкура быка”. Он нарезал шкуру на очень тонкие полосы и “опоясал” Аламут по периметру… И никакой суд не смог защитить обманутого правителя — сделка была признана законной. С этого момента и началась история таинственного ордена убийц, породившая невероятное количество версий, легенд и выдумок.

Обосновавшись в крепости и объявив о создании государства, ибн Саббах отменил все государственные налоги, объявив тем самым войну правившей тогда в Персии династии Сельджуков. Вместо обычных повинностей жители Аламута теперь были обязаны строить дороги, рыть каналы и возводить укрепления. Надо отдать Хасану ибн Саббаху должное — он в равной степени интересовался научными достижениями как Востока, так и Запада. Его агенты скупали редкие книги и манускрипты, содержавшие знания из разных областей: архитектуры, медицины, инженерного дела и т. д. Ибн Саббах приглашал (а если его приглашение не принимали, то и похищал) лучших ученых, инженеров-строителей, медиков и даже алхимиков. Ассасины создали такую совершенную систему фортификаций, которая не имела себе равных в те времена.

В то же время сам ибн Саббах жил очень скромно, вел аскетический образ жизни, подавая пример своим приближенным. Даже его враги отмечали, что ибн Сабах был последователен, справедлив и, если нужно, жесток. Он установил свои законы и требовал их беспрекословного исполнения. За малейшее отступление виновному грозила смертная казнь. Старец Горы наложил строжайший запрет на любое проявление роскоши. Ограничение касалось пиров, потешной охоты, внутреннего убранства домов и дворов, дорогой одежды и т. п. Это фактически привело к полному уничтожению разницы между низшими и высшими слоями общества. Красочным свидетельством верности ибн Саббаха собственным принципам может служить тот факт, что он приказал казнить одного из своих сыновей, лишь только заподозрив, что он нарушает установленный им закон. Зато его сторонники, видя это, были преданы ему всем сердцем.

Расширение созданного ибн Саббахом поселения привело к необходимости покорять новые территории. Силой или убеждением, но ему удалось захватить и обратить в свою веру горные районы Персии, Сирии, Ливана и Ирака с их неприступными замками и крепостями. Так он фактически создал государство низаритов. А поскольку соседние мусульманские державы были отнюдь не дружелюбно настроены по отношению к государству еретиков, то возникла необходимость создать силу, которая удерживала бы врагов от нападения. Регулярная армия обошлась бы очень дорого. Понимая это, Саббах нашел простое, но гениальное решение — он создал самую совершенную в то время спецслужбу. Идея была воплощена в жизнь блестяще и вскоре халифам, князьям и султанам соседних государств даже в голову не могло прийти выступить в открытую против государства Аламут. Так Старец Горы получил возможность, не выходя из крепости, фактически вершить дела во владениях Седьджукидов. Существует легенда, которая рассказывает, как ибн Саббах пришел к тактике использования террористов-убийц.

Во всех концах исламского мира по поручению ибн Саббаха проповедовали его последователи. В 1092 г. в городе Сава проповедники ассасинов убили муэдзина, который узнал их и мог выдать их властям. За это преступление, по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря султана, предводителя проповедников схватили и предали мучительной смерти, после которой его тело проволокли по улицам города и вывесили на главной базарной площади. Эта казнь вызвала взрыв негодования среди единоверцев-исмаили-тов. Жители Аламута потребовали у своего духовного наставника наказать виновных. Предание гласит, что ибн Саббах поднялся на крышу своего дома и провозгласил: “Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!” На эти слова откликнулся молодой человек по имени Бу Тахир Аррани и, опустившись на колени перед Старцем Горы, заявил, что готов исполнить вынесенный врагу смертный приговор, даже если это будет стоить ему жизни. Вскоре небольшой отряд фанатиков ассасинов отправился в столицу государства Сельджукидов. Ранним утром Бу Тахир Аррани умудрился пробраться в зимний сад во дворце визиря. Там он затаился, прижимая к груди нож, лезвие которого было смазано ядом. Прошло несколько часов, и вскоре в сад вошел человек в богатой одежде, которого окружали телохранители и рабы. Аррани догадался, что это и есть визирь. Улучив удобный момент, юноша подскочил к визирю и нанес несколько ударов отравленным ножом. Стража, в первые мгновения растерявшаяся, бросилась на Аррани и практически растерзала его. Но смерть Низама аль-Мулька послужила сигналом к штурму — ассасины окружили и подожгли дворец.

Гибель главного визиря вызвала сильный резонанс во всем исламском мире, что навело ибн Саббаха на мысль создать собственную спецслужбу, которая будет держать в страхе врагов. Но сначала необходимо было наладить разведку. К этому времени у ибн Саббаха уже было множество проповедников, которые странствовали из государства в государство и регулярно сообщали обо всех происходящих событиях. Однако новые задачи требовали создания разведывательной организации более высокого уровня, агенты которой имели бы доступ к высшим эшелонам власти. Ассасины одни из первых ввели понятие “вербовка”. Благодаря фанатичной преданности своих агентов Старец Горы был информирован обо всех планах врагов исмаилитов. Однако организация террористических акций была невозможна без специально подготовленных профессиональных убийц. К середине 90-х годов XI в. Аламутская крепость стала лучшей в мире школой по подготовке тайных агентов.

20 Responses to Ассасины — средневековый спецназ? Часть 1

  1. алекс:

    очень класно

  2. Ардашер:

    А я исмаилит

  3. пётр:

    ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, ПОЖАЛУЙСТА, ПИШИТЕ ЕЩЁ.

  4. Альберт:

    То есть ассасины хотели сказать,что человек должен надеяться сам на себя, (это давали понять на последней ступени—«ничто не истинно всё дозволено») И мог ли тогда ассасин, узнавший истину, уйти из ордена и жить для себя?

    • admin:

      Это элемент игры, и собственно к реальным ассасинам сей девиз не имеет никакого отношения.

      Уйти мог, вернутся проблемно было. В те времена выжить самому было весьма проблематически.

  5. галина:

    очень интересно,
    а кто может помочь с определеним клинка:его назначением и происхождением
    есть кинжал: клинок-джамбия из стали с нанесённым как-бы детским цветочно-витым орнаментом, ниразу не затачивался (болванка)
    рукоятка изогнута с набитым и частично внесённым в пазы орнаментом из бронзы, обвивают вставки из перламутра, окончание — бронза
    непойму то-ли детская игрушка (потому что орнамент на клинке спускается так низко что при заточке он немного потеряется), то-ли болванка недоделаная примерный возраст — конец 19 века

    • admin:

      Судя по тому, что из бронзы — оружие чисто сувенирное, так как из более крепких металов делаю «для дел»; советую постучать, пустой ли, в оружия пустоты не будет, а вот игрушки частенько делают с пустотой.

      • галина:

        полостей нет ручка дерево могу фотографии выслать если интересно

        • admin:

          Интересно. Я ввёл в действие дополнение, которое разрешает добавлять картинки к комментариям, добавьте, я посмотрю.

  6. галина:

    рукоятка

    • admin:

      Итак, что же я пока могу сказать:
      1) Назвать джамбией не могу, хотя и очень похоже. Из-за ручки кинжала. Это не джамбия, это кханджар. Персия или Индия, это их творческий почерк, точнее сказать не могу, но склоняюсь к персидскому варианту (см. п. 3). Тут хочу сообщить, что в классификации этих кинжалов различают арабское и индо-персидское направления, это очень важно! Арабский кханджар близок к сабле, тогда как ваш к кинжалам.
      2) По возрасту есть вопрос: вы уверены, что это конец 19 столетия? По состоянию лезвия могу дать 17 век ± столетие и небрежного хозяина\хозяев. Зрительное качество материала наводит на этот промежуток времени.
      3) Почему Персия? На лезвии виднеется цветок — их любят изображать на таких предметах курды — ираноязычные люди. Так что вполне вероятная территория происхождения — северо-западный современный Иран ± ближайшие территории. Не исключаю место похождения со всего места расселения курдов, но в других странах они поддаются влиянию тюрков\арабов, и там такие особенности этноса слабее выражены.
      4) Каплевидная форма орнамента похожа на персидские орнаментальные мотивы, которые начали повсеместно использовать при Сефевидах (в 16 век), правда со временем их одолжили индусы. В геральдике, если не ошибаюсь, значит плодородие, изобилие и гармонию.
      Происхождение, с вероятностью близкой к 1, выяснено. Перехожу к назначению.
      1) Кинжал явно не для богатого человека.
      2) То, что он не заточен, даёт возможность предположить, что это праздничный кинжал, для праздничных событий, таких как свадьба. Также возможно, что это подарок мальчику, как символ взросления и пожелания счастливой жизни. Наличие вставок перламутра, который при падении света может переливаться цветами радуги (символ счастья и процветания) тоже служит для этих версий. Ну и близок регион добычи перламутра (Персидский залив), что служит в пользу персидской теории.
      3) Ручку и лезвие делали двое людей. Ручку более опытный, лезвие менее. Хотя опытный, вполне вероятно, приложил свою руку к начертанию нескольких линий. Исходя из п.2, не исключаю, что делали отец и сын, как подарок последнему, или наоборот. 9 из 10, что менее опытный человек, который работал над лезвием, может отнести свою работу к числу первых:
      — слишком корявые лепестки и линии стеблей;
      — линии стебля цветка к окончанию кинжала прерывисты, и не заканчиваются в линиях, а маленькими чёрточками идут дальше, будто человек, когда их чертил, не рассчитывал сил.
      Послесловие: есть предположение, что смогу дополнить ещё информацией из геральдики, но мне нужно фото получше позолоченной верхушки рукоятки кинжала.

    • ibdeve:

      Каплевидный цветок называется «Бута». Это национальный символ азербайджанцев. Даже в гербе Баку изображен этот символ. «Бута» является характерной детальюазербайджанского национального орнамента. Этот мотив считается древнейшим в национальном орнаментеАзербайджана; он занимает видное место среди узоров набойки. Имеются набивные изделия, украшенные только бута. Мотив бута часто использовался азербайджанскими мастерами; существует много разновидностей бута, некоторые из них имеют символическое значение. Но особое распространение бута получила в Гянджинской зоне, где они становятся почти неотъемлемой деталью коврового узора. Узоры бута встречаются на нескольких видах азербайджанских ковров, среди которых можно отметить, такие ковры, как «Хила-бута», «Ширван-бута», «Шабалыт бута».

      В Баку расположено здание дворца «Buta Palace», на котором изображена бута. С2004 года бута является логотипом азербайджанской нефтегазовой компании Azpetrol (на автозаправочной станции компании в Мардакянах стоит здание супермаркета, выполненное в форме «бута»). Бута также была изображена на эмблеме чемпионата мира по футболу среди девушек до 17 лет, прошедшего осенью 2012 года в Азербайджане.

  7. галина:

    клинок

  8. Альберт:

    А какие у них цели?

    • admin:

      Сейчас — исповедовать свою религию и жить как люди. Раньше — выжить, и нарастить собственное влияние и безопасность. Хотя, если ориентировать по отдельным личностям — попасть в рай.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *